Спойлеры! *** — шедевр, ** — хорошо, * — вообще никак, - — отстой

 ·  Каталог  ·  Всё

Кино / Магазинные воришки (2018) ***

У Японии репутация абсолютно безопасной страны: можно не запирать дом и оставлять сумки на улице. Японские драмы показывают другой мир: с жестокими, инопланетными убийствами и неуловимыми преступниками, от которых нет спасения в спокойной жизни. «Магазинные воришки» умудряются совместить оба мира: в городе безопасно даже пятилетним девочкам, но за сумкой лучше следить, а во дворе землю не копать. Мало ли, на труп наткнётесь.

За все беды в фильме ответственна странная и большая семья Шибата. Бабушка просто любит компанию, вместе с матерью готовят еду; дочь работает в сомнительном заведении, а отец и сын воруют из магазинов еду и бытовую химию по мелочам. На обратном пути последние замечают пятилетнюю девочку, которую оказалось легко забрать, но невозможно потерять. Ничему хорошему никто никого не учит — но они отлично проводят вместе время, пока полиция не обнажает большую ложь, связывающую всех персонажей.

Впечатление будто от летнего аниме: понимаешь, что ничего страшного не произойдёт, погода всегда хорошая, еда всегда будет, и каждый персонаж будет добр к другим. При этом японцы как-то оригинально снимают, что смотреть на это не скучно. Музыки минимум, в длинной кульминации её нет вообще, что заставляет вслушиваться в каждое слово. Фильм уже в прокате (на фестивале его показывали неделей раньше), войсовер от «Мельницы» очень качественный.

Мораль на поверхности: семья — это работа, если её не выполняешь... Нет, лучше так: семья — это дом. Иногда достаётся по наследству, иногда его можно постро... Нет, всё равно чушь получается. Герои фильма построили семью из грязи и веток, и это как будто нормально. Болеешь за них, переживаешь, когда отец не следует придуманному им же кодексу. Но ёлки, они же каждый день нарушают законы и творят фигню даже по японским меркам! Таких семей просто нет, а что есть — это насильники и жертвы, объединённые стокгольмским синдромом. Все четыре ключевых условия синдрома верны для каждого члена семьи в этом фильме. Проблема не на поверхности, потому что мы рассматриваем ситуацию от лица пятилетней девочки. Как в «Проекте Флорида», где ужас ситуации тоже нивелировался оптикой.

Это несоответствие медленно копится внутри напряжённостью, и счастливо разрешается в кульминации. А в развязке второй поворот: реплика «отец» в холодное стекло и вот этот взгляд девочки в последнюю миллисекунду фильма ломают весь хэппи-энд и однозначность финала. Было ли им хорошо, стало ли? Единственный отрицательный персонаж ни разу не появляется в кадре, но нависает над развязкой тёмной мыслью: стоят ли закон и порядок грустного взгляда ребёнка? Вот эта двойственность, когда внешне всё отлично, а внутри лишь выбор из двух зол, и привлекает в японском кино.

Поделиться
Отправить