Спойлеры! *** — шедевр, ** — хорошо, * — вообще никак, - — отстой

 ·  Каталог  ·  Всё

Кино / Сулейман-гора (2018) *

Несмотря на почти полное отсутствие музыки, фильм очень чувственный — и этим он сильнее выпячивает патриархальный мир Киргизии. Сюжет несложен: Мать Жыпара находит сына Улука в детдоме и вызванивает отца Карабаса, чтобы порадовать и, возможно, вернуться в его семью. Где приходится конкурировать с его второй женой, невыносимо сексуальной, но не такой сведущей в горной магии. Герои ездят между гор на потрёпанном грузовике и вписываются в местный колорит.

Актёры — не все киргизы, Карабаса нашли в Алма-Ате, — очень хороши. Это удивляет в фильме, который больше похож на дебют, чем работу опытной команды. На экране глазу не за что зацепиться: Киргизия выглядит очень пыльной, и даже яркая свадьба с феерверком утопает в серости. На этом фоне особенно разочаровал сценарий. После всех приключений, ссор, болезней, побегов, возвращений я ожидал, что персонажи изменятся, но нет: в финале все ровно такие же, как и в начале. Всё прошло, никто ничему не научился. Ну, разве что на одного родного человека больше.

После европейского и американского кино коробит отношение к женщинам как к обслуге. «Не уходи, кто я без тебя» — хотя верно обратное, кто он без неё? Безликий перевозчик? Две яркие женщины сами уходят в тень какого-то размазни, который умеет только рулить, здороваться со всеми за руку и проигрывать деньги своих жён. Упала — ну и чёрт с ней. Что смешно в «Top Gear», непростительно для художественного кино.

Режиссёрка фильма, Елизавета Стишова, вышла на сцену после фильма и ответила на несколько вопросов ведущего, который старательно избегал феминитивов. Рассказала, как приехала за мясом и осталась за камерой. Как вместе с русской сценаристкой сотворили фильм. Как обращались за экспертизой к местным шаманкам, и как недорого всё в стране стоит. Как продолжила работать на киргизской киностудии. И что премьеры в Киргизии пока не было: какой праздник, когда ещё не все долги по фильму выплачены. Уверен, местных порадует фильм, который поддерживает статус-кво, а не пытается его сломать хотя бы в деталях.

Поделиться
Отправить