Спойлеры! *** — шедевр, ** — хорошо, * — вообще никак, - — отстой

 ·  Каталог  ·  Всё
Позднее Ctrl + ↑

Аниме / Pokemon: I Choose You (2017) **

Самое начало истории Эша Кетчума: он проспал раздачу базовых покемонов региона Канто, поэтому ему достался лишь забежавший Пикачу, который не готов залезать в покебол или слушаться Эша. Со временем они друг друга несколько раз спасают и в целом доказывают, что они самые важные в мире существа друг для друга. На фоне они идут к горе, на которой обитает легендарный покемон Хо-Ох, чтобы стать Радужным Победителем.

о-О

Фильм местами невероятно красив и сентиментален. В нём есть всё, ради чего люди вообще смотрят фильмы про покемонов: зрелищные бои, милые зверушки, жизнеутверждающие позы. Знатоки покедекса порадуются покемонам из седьмого поколения видеоигр, сосуществующих с легендарными покемонами из второй игры в серии, выпущенной двадцать лет назад.

Свойственны покемонам также полное отсутствие последствий и моральной оценки происходящего (помимо дихотомии добрый-злой). Во время боёв покемоны сжигают, заливают и взрывают всё вокруг, но стоит бою закончиться — и повреждения сводятся к паре полосок на лицах и разбросанным камешкам. Каким бы напряжённым ни был бой, ставки всегда обнуляются. Много раз Пикачу падает без сил, а Эш тупо умирает и потом сбегает из загробного мира. Разумеется, никаких моральных травм это не несёт. Проблемы? Депрессия? Пожелание «улыбнись!» — всё, чем помогут друзья.

Пожалуй, сюжет такого уровня — это то, что я ждал от фильма «Детектив Пикачу». Полфильма красивостей, полфильма боёв, обильно присыпанное глупостями. Увы, я получил только последнее. Жду следующего фильма в обеих сериях.

Серия / Marvel’s Agents of SHIELD 6x04 (2019) **

Обратно на Землю, где Сержант, двойник Колсона, запустил сеть спутников для поиска существ не с этой планеты и затем методично их вырезает. Первая его жертва показывает Сержанта с положительной стороны: эдакий Men in Black в современной Америке, когда вместо выдачи паспорта персонажи вырезают всех мигрантов. Хм, не очень положительная сторона, если подумать.

Парня-любовника Йо-Йо так обхаживают первую половину серии, что быстро понимаешь, кто из персонажей будет жертвой. В определённый момент он даже проговаривает своё завещание, просто так, на всякий случай. Не очень помогает, что в заставке серии в Ivi показывают кадр с его смертью. Конечно, это если бы я успел запомнить его лицо или, хотя бы, имя.

История с Диком, который за год построил технологическую компанию на базе всего, что он видел в «Щите», должна быть смешной, но это опять лень сценаристов. Все персонажи плоские, реплики типа «hello fellow kids», ничего не имеет последствий. Один из сотрудников — агент «Щита» под прикрытием, но остальной «Щит» не имеет понятия, чем Дик занимается. Девушка Дика настолько шаблонна, что играет роль красивого аксессуара, который переходит от парня к парню без каких-либо эмоций. Если бы Дик работал в макдональдсе, это цепляло бы лучше и было бы интереснее смотреть.

Понравилось развитие сюжета: команда Сержанта, наконец, уполовинена, а сам он начал проявлять интерес к этому миру и нашёл попутчицу.

Серия / Marvel’s Agents of SHIELD 6x03 (2019) *

Если в названии серии есть «Fear and Loathing in...», меньше всего ожидаешь почти покадровых цитат из знаменитого фильма. Но когда в сюжете фигурируют вкусняшки с наркотическим эффектом, comic relief не избежать.

Сцены в казино смотреть сложно: знаешь, что произойдёт какая-нибудь фигня. Планету Китсон, совершенно случайно делящую название с фамилией редактора сценария, описывают как инфернальный вариант Лас-Вегаса: «что происходит на планете — пачкает вас на всю жизнь». Значит, каждый персонаж на планете опасен , любое действие содержит подтекст. Не люблю такие планеты, потому что они показывают не столько умение персонажей выпутываться из проблем, сколько лень сценаристов, которые не хотят строить нормальные взаимоотношения между персонажами. Никакие действия в таких сюжетах не ведут к эмоциональной реакции.

Но больше всего лень сценаристов выбесила в финале, когда Фитц и Джемма, наконец, встретились — только чтобы Фитца в следующий момент вытелепортировал охотник. Не давать персонажам выдохнуть бесчеловечно. Это свойственно русским сериалам, когда сценарист не верит, что персонажей можно воспринимать как живых людей.

Серия / Marvel’s Agents of SHIELD 6x02 (2019) **

Удивительно: вроде, банальный боевик с шаблонными фразами, но серия длится, длится, и под конец понимаешь, что насмотрел экшна на хороший такой полнометражный фильм. Или половину менее опытного сериала. Повезло, что в этой серии всего две сюжетных линии (в пилоте было три): про охоту на Колсона и про Фитца-инженера в рабстве.

Нравится тема этого сезона под кодовым названием «что чёрт возьми здесь происходит». Раньше ко второй серии становилось понятно хоть что-то, а здесь — вроде на поверхности всё понятно, но кто эти люди, где эти корабли, какая там мотивация? Интересный опыт неведения и может значить только то, что полная информация либо сделает сюжет неинтересным, либо вытолкнет на поверхность ключ к решению всех проблем.

Колсон везде играет самого себя, но в этом сезоне здорово смотреть, как он пересиливает свою ухмылку и играет злодея. Одновременно более свободного, чем глава «Щита», и более зажатого, напряжённого. Моя теория — что когда-то он был тем же человеком, к которому мы привыкли, но какое-то событие в параллельной вселенной сменило его путь. Но этот сюжет будет слишком прост для шоураннеров.

Театр / Дракон (Ушаков, 2018) ***

(Малая сцена КЗ Минск, 20.04.2019)

Всё ровно как Евгений Шварц написал: дракон ворует девушек, но горожанам нормалёк. Главное — сильное крыло; дракон придёт — порядок наведёт. Неудивительно, что спектакль в сороковых запретили на 18 лет: метафоры так и сочатся. Приходит Ланселот и прогоняет дракона, но горожане всю дорогу сопротивляются, и после делают себе драконов из людей. Остаются всё такими же беспомощными, хотя теперь против них не трёхголовое чудище, а такие же люди. Им нормалёк.

Постановка великолепна. Я обосрался, когда дракон появился впервые: это было и неожиданно, и эпично. Актёры весь сюжет передают лицом, смотреть весело и страшно. Виталий Новиков — натурально Леонов из «Обыкновенного чуда», от чего эти две пьесы кажутся связанными. Виолетта Сарвирова транслирует Мисси из «Доктора Кто»: своим присутствием она как будто стягивает сцену в себя. Павлу Чернову хочется дать в лицо, так он хорош своими шакальими интонациями. Денис Дудинский — ну да, рыцарь без страха и упрёка: положительные персонажи традиционно менее привлекательны в сказках двадцатого века.

Весь вечер пытался вспомнить недостатки — и не смог. Фоновая музыка сопровождает всю постановку, но она хороша и не выталкивает из действия. Сцена небольшая и минимальными средствами воссоздаёт и домик Шарлеманя, и городскую ратушу: ровно столько объектов, чтобы их взаиморасположением создать напряжение. Первый ряд активно вовлекают в пьесу: раздают флажки, наливают водку, втягивают в этические решения. Единственное, что не понравилось, — что к малой сцене нужно подниматься на четвёртый этаж.

Сказка Шварца заметно устарела. В середине прошлого века она смотрелась актуально, да и сейчас мало что изменилось. Все фразы Дракона каждый день слышны из телевизора и газет. Но морали слишком много, весь второй акт существует только как прямое авторское высказывание. Вместо ощущения глубины мысли остаётся только «ну ок». Стоило бы как-то обновить пьесу, осмыслить её с позиции современных политики и общества, сделать чуть менее прямолинейной. Попытки есть: в нередкие моменты, когда персонажи взаимодействуют со зрителями вне сцены, это взаимодействие наполняется новым для пьесы смыслом. Но хотелось бы чего-то более современного.

Театр / Юнона и Авось (30.03.2019) —

Мюзикл без единой запоминающейся песни. Была одна чудовищная из советской эстрады: «ты меня никогда не забудешь» и две хорошие, обе на религиозную тему, про Богородицу и всё такое. Декораций почти нет только канаты на железной раме, сюжета тоже почти нет: скатались на двух кораблях в Калифорнию, довели девушку до смерти, уплыли обратно в Россию страдать над своей нелёгкой судьбой.

Резанула вопиющая безответственность главного персонажа: первую же красивую девушку нужно уложить в постель, а как только приходят её родители с вопросом, сразу же появляются дела, извините, пора бежать, как-нибудь сами. И потом двадцать лет страдает в своей стране: как же она там, без меня, как же мне тяжело, без неё. Русская драма в худшем проявлении. И совок в постановке.

Театр / Саша, вынеси мусор (2015) *

(Молодёжный театр Беларуси, 9.04.2019)

Саша умер. Мать раскатывает тесто, дочь расфасовывает конфеты для застолья после похорон, обе клянут отца, что ушёл так невовремя. Денег нет, дочь на седьмом месяце, но справятся. Через год они приходят на могилу и у них всё более-менее хорошо, они вспоминают о Саше всё хорошее. Через два они готовят картошку на даче, а Сашу вновь призывают на фронт. Женщины отказывают ему в этом развлечении: вторых похорон они не перенесут.

Вместо сцены — подвал молодёжного театр с венттрубами и какой-то железной поддерживающей конструкцией. Стол трансформируется в надгробие, надгробие становится полом: это наша земля и мы по ней ходим. Конфеты — реквизит для поминок и одновременно связь Саши с миром живых: он так их любит, что не готов соблюдать правила невмешательства. Сильнее них — только чувство долга. «Все наши ребята уже пошли на фронт, почему вы мне не разрешаете?»

Минималистичность декораций должна способствовать повышенной эмоциональной отдаче. Сюжет бьёт очень близко: в матери я узнаю свою бабушку, для которой её «Саша» всё ещё где-то рядом, и иногда нет-нет да оговоришься. В Украине этого спектакля как будто никто не умирает до конца. Между окончательной смертью и повторением всего ритуала прощания лучше выбрать первое. Третья часть даёт женщинам именно такой выбор: даже если время выхолощило все плохие воспоминания, готова ли ты знать, что человек снова жив, пусть и не с тобой? Оказывается, что жизнь — это не только радость сосуществования, но и постоянное ощущение неизбежной смерти. Радость только в том, что это ощущение неизбежно закончится.

Спектакль слишком прост. Будто экранизация художественного рассказа: всё по рельсам, в трёх частях, с завязкой и ярким пятном в финале. Мне не хватило театральности, какого-то второго или третьего дна, какого-то крюка, которым спектакль зацепился бы в голове и ворочался там, медленно концентрируясь в новое понимание. Я пережил чувство утраты вместе с актёрами, но оно было каким-то ненастоящим. Актёры как будто не понимали, что они в спектакле, и делали вид, что так жизнь и происходит. Это слишком просто и прямолинейно: такие спектакли хороши для девятнадцатого или середины двадцатого века, но не для нынешнего времени. Могло быть лучше.

Кино / Alita: Battle Angel (2019) **

Алиту собирают из частей со свалки и делают настоящей девочкой. Как и любая настоящая девочка, она хочет расти, тренироваться, заводить друзей и свергать небесное правительство. Случайно оказалось, что у неё единственной достаточно хорошие ТТХ, чтобы достичь успеха. Но если идти напролом, то навредишь всем, кого любишь, поэтому Алита начинает долгий путь через дыры в системе.

Это лишь завязка, которая рассказывает о «детстве» Алиты. Первый парень, первая ложь, первая непробиваемая броня. Как и в любом фильме о становлении героя, сюжет здесь абсолютно не важен. А важен антураж: у Родригеса и Кэмерона получилось создать такой живой мир будущего, что на первый план вообще не смотришь. Тысячи жителей города, каждый со своей жизнью, наспех сколоченные дома, вывески, еда, запчасти, полиция, каждодневная работа. Мир живёт на экране: кажется, чего сложного такой построить, каждая первая документалка может похвастаться живым миром. Но для будущего — даже не помню, в каком фильме жизнь была настолько правдоподобной. Без пафоса, без излишнего символизма, без узких коридоров и затмевающих Солнце персонажей — но при этом регистрируемо футуристичной.

Ценность этого фильма — в его сеттинге, который, судя по ничтожным сборам, едва ли вернётся. Это редкий фильм, и я рад, что его посмотрел.

Кино / Captain Marvel (2019) **

История об обретении себя Кэрол Дэнверс: она внезапно впитывает телом бесконечное количество энергии, и затем Кри учат её, как использовать эту энергию умеренно. Но затем сюжет — предсказуемо, в общем-то, — переворачивается с ног на голову, и вместо Кри в центр становится сама Кэрол и её стремительно расширяющееся понимание этого мира.

Критики предупреждали: фильм средний. Так и вышло. Но они же писали, что фильм важный. И, неожиданно, они снова правы. Впервые у нас история становления персонажа, которая важна не только для этого персонажа. Впервые фильм по комиксу не устарел на полвека, а строчит прямо по царящему дискурсу.

Во вторых Мстителях была отличная сцена в доме Hawkeye. Так вот, в этом фильме есть то же самое, но гораздо длиннее, прямо солидный такой кусок фильма происходит в одном доме. Это — та незаметная магия марвела, за которой я отчасти всё это и смотрю. Магия семьи, как в «форсажах», но искреннее, ближе к дому. Благодаря подруге Кэрол и её дочке, фильм проникает в мою голову отца и мужа. Даже жаль, что так много времени уходит на сцены вне этого дома.

Плюс лучшая сцена после титров с котиком, но как и все лучшие сцены, совершенно необязательная.

Кино / Hellboy (2019) **

Какой-то низший демон-свинохряк собрал пазл из частей Нимуэ, богини разрушения, и тем заставил Хелбоя отвлечься от выпивки и пойти решать проблему. Попутно его почти успешно предаст какой-то орден чего-то-там, расстроит собственный приёмный отец, потреплют гиганты и выходит подруга детства. Затем тот самый Мерлин поведает Хелбою, что он единственный наследник короля Артура и выдаст Экскалибур, а тот словит видение апокалипсиса. Тут бы и планетке конец, но чувства ответственности и семьи помогут сделать правильный выбор.

В фильме происходит так много всего, что местами ощущается прямо концентрированная миньольность. Каждый элемент хочется писать с восклицательным знаком: Баба Яга! Лифт в паралелльную реальность! Демоны из ада в Лондоне! Огненная корона! Человек и кошка! Э-э-экскалибур! Столько сюжета, столько кровищи, что не успеваешь обдумать и искать какие-то дыры: лишь наслаждаешься месивом все два часа.

Мне показалось интересным, что это едва ли не первая Баба Яга в массовой культуре, которая натурально ест детей. Обычно Яга изображается злобной старушкой, которая норовит засунуть ребёнка в печку, но тот всегда выходит победителем. А тут нет: вот супчик, вот тема маринуются. То же и с остальными существами: ни одно из них не выглядит хлипким, или хотя бы оставляющим возможность выйти из схватки живым, каким бы оружием вы не обладали. Демоны в этом фильме — силы природы, с которыми человек не совладает, только другой демон.

При этом действие очень приземлённо, как мы любим у Миньолы (хотя я не прочитал ни единого комикса про Хелбоя). Собрали части тела — ок, сшиваем и выпускаем. Феи забрали малыша — отправляем им послание и ждём пару часов. Вместо джипа предоставляют чёрную лошадку — первым делом извиняемся перед лошадкой. И отсылки к популярной культуре на каждом шагу, как будто так и надо: не успеваешь узнавающе хихикнуть, как фильм снова удивляет. При этом, никакой дурацкой любовной линии, никакой накрывающей драмы. Чудо для бездумного просмотра, больше бы такого.

Ранее Ctrl + ↓