Спойлеры! *** — шедевр, ** — хорошо, * — вообще никак, - — отстой

 ·  Каталог  ·  Всё
Позднее Ctrl + ↑

Театр / Дракон (Ушаков, 2018) ***

(Малая сцена КЗ Минск, 20.04.2019)

Всё ровно как Евгений Шварц написал: дракон ворует девушек, но горожанам нормалёк. Главное — сильное крыло; дракон придёт — порядок наведёт. Неудивительно, что спектакль в сороковых запретили на 18 лет: метафоры так и сочатся. Приходит Ланселот и прогоняет дракона, но горожане всю дорогу сопротивляются, и после делают себе драконов из людей. Остаются всё такими же беспомощными, хотя теперь против них не трёхголовое чудище, а такие же люди. Им нормалёк.

Постановка великолепна. Я обосрался, когда дракон появился впервые: это было и неожиданно, и эпично. Актёры весь сюжет передают лицом, смотреть весело и страшно. Виталий Новиков — натурально Леонов из «Обыкновенного чуда», от чего эти две пьесы кажутся связанными. Виолетта Сарвирова транслирует Мисси из «Доктора Кто»: своим присутствием она как будто стягивает сцену в себя. Павлу Чернову хочется дать в лицо, так он хорош своими шакальими интонациями. Денис Дудинский — ну да, рыцарь без страха и упрёка: положительные персонажи традиционно менее привлекательны в сказках двадцатого века.

Весь вечер пытался вспомнить недостатки — и не смог. Фоновая музыка сопровождает всю постановку, но она хороша и не выталкивает из действия. Сцена небольшая и минимальными средствами воссоздаёт и домик Шарлеманя, и городскую ратушу: ровно столько объектов, чтобы их взаиморасположением создать напряжение. Первый ряд активно вовлекают в пьесу: раздают флажки, наливают водку, втягивают в этические решения. Единственное, что не понравилось, — что к малой сцене нужно подниматься на четвёртый этаж.

Сказка Шварца заметно устарела. В середине прошлого века она смотрелась актуально, да и сейчас мало что изменилось. Все фразы Дракона каждый день слышны из телевизора и газет. Но морали слишком много, весь второй акт существует только как прямое авторское высказывание. Вместо ощущения глубины мысли остаётся только «ну ок». Стоило бы как-то обновить пьесу, осмыслить её с позиции современных политики и общества, сделать чуть менее прямолинейной. Попытки есть: в нередкие моменты, когда персонажи взаимодействуют со зрителями вне сцены, это взаимодействие наполняется новым для пьесы смыслом. Но хотелось бы чего-то более современного.

Театр / Юнона и Авось (30.03.2019) —

Мюзикл без единой запоминающейся песни. Была одна чудовищная из советской эстрады: «ты меня никогда не забудешь» и две хорошие, обе на религиозную тему, про Богородицу и всё такое. Декораций почти нет только канаты на железной раме, сюжета тоже почти нет: скатались на двух кораблях в Калифорнию, довели девушку до смерти, уплыли обратно в Россию страдать над своей нелёгкой судьбой.

Резанула вопиющая безответственность главного персонажа: первую же красивую девушку нужно уложить в постель, а как только приходят её родители с вопросом, сразу же появляются дела, извините, пора бежать, как-нибудь сами. И потом двадцать лет страдает в своей стране: как же она там, без меня, как же мне тяжело, без неё. Русская драма в худшем проявлении. И совок в постановке.

Театр / Саша, вынеси мусор (2015) *

(Молодёжный театр Беларуси, 9.04.2019)

Саша умер. Мать раскатывает тесто, дочь расфасовывает конфеты для застолья после похорон, обе клянут отца, что ушёл так невовремя. Денег нет, дочь на седьмом месяце, но справятся. Через год они приходят на могилу и у них всё более-менее хорошо, они вспоминают о Саше всё хорошее. Через два они готовят картошку на даче, а Сашу вновь призывают на фронт. Женщины отказывают ему в этом развлечении: вторых похорон они не перенесут.

Вместо сцены — подвал молодёжного театр с венттрубами и какой-то железной поддерживающей конструкцией. Стол трансформируется в надгробие, надгробие становится полом: это наша земля и мы по ней ходим. Конфеты — реквизит для поминок и одновременно связь Саши с миром живых: он так их любит, что не готов соблюдать правила невмешательства. Сильнее них — только чувство долга. «Все наши ребята уже пошли на фронт, почему вы мне не разрешаете?»

Минималистичность декораций должна способствовать повышенной эмоциональной отдаче. Сюжет бьёт очень близко: в матери я узнаю свою бабушку, для которой её «Саша» всё ещё где-то рядом, и иногда нет-нет да оговоришься. В Украине этого спектакля как будто никто не умирает до конца. Между окончательной смертью и повторением всего ритуала прощания лучше выбрать первое. Третья часть даёт женщинам именно такой выбор: даже если время выхолощило все плохие воспоминания, готова ли ты знать, что человек снова жив, пусть и не с тобой? Оказывается, что жизнь — это не только радость сосуществования, но и постоянное ощущение неизбежной смерти. Радость только в том, что это ощущение неизбежно закончится.

Спектакль слишком прост. Будто экранизация художественного рассказа: всё по рельсам, в трёх частях, с завязкой и ярким пятном в финале. Мне не хватило театральности, какого-то второго или третьего дна, какого-то крюка, которым спектакль зацепился бы в голове и ворочался там, медленно концентрируясь в новое понимание. Я пережил чувство утраты вместе с актёрами, но оно было каким-то ненастоящим. Актёры как будто не понимали, что они в спектакле, и делали вид, что так жизнь и происходит. Это слишком просто и прямолинейно: такие спектакли хороши для девятнадцатого или середины двадцатого века, но не для нынешнего времени. Могло быть лучше.

Кино / Alita: Battle Angel (2019) **

Алиту собирают из частей со свалки и делают настоящей девочкой. Как и любая настоящая девочка, она хочет расти, тренироваться, заводить друзей и свергать небесное правительство. Случайно оказалось, что у неё единственной достаточно хорошие ТТХ, чтобы достичь успеха. Но если идти напролом, то навредишь всем, кого любишь, поэтому Алита начинает долгий путь через дыры в системе.

Это лишь завязка, которая рассказывает о «детстве» Алиты. Первый парень, первая ложь, первая непробиваемая броня. Как и в любом фильме о становлении героя, сюжет здесь абсолютно не важен. А важен антураж: у Родригеса и Кэмерона получилось создать такой живой мир будущего, что на первый план вообще не смотришь. Тысячи жителей города, каждый со своей жизнью, наспех сколоченные дома, вывески, еда, запчасти, полиция, каждодневная работа. Мир живёт на экране: кажется, чего сложного такой построить, каждая первая документалка может похвастаться живым миром. Но для будущего — даже не помню, в каком фильме жизнь была настолько правдоподобной. Без пафоса, без излишнего символизма, без узких коридоров и затмевающих Солнце персонажей — но при этом регистрируемо футуристичной.

Ценность этого фильма — в его сеттинге, который, судя по ничтожным сборам, едва ли вернётся. Это редкий фильм, и я рад, что его посмотрел.

Кино / Captain Marvel (2019) **

История об обретении себя Кэрол Дэнверс: она внезапно впитывает телом бесконечное количество энергии, и затем Кри учат её, как использовать эту энергию умеренно. Но затем сюжет — предсказуемо, в общем-то, — переворачивается с ног на голову, и вместо Кри в центр становится сама Кэрол и её стремительно расширяющееся понимание этого мира.

Критики предупреждали: фильм средний. Так и вышло. Но они же писали, что фильм важный. И, неожиданно, они снова правы. Впервые у нас история становления персонажа, которая важна не только для этого персонажа. Впервые фильм по комиксу не устарел на полвека, а строчит прямо по царящему дискурсу.

Во вторых Мстителях была отличная сцена в доме Hawkeye. Так вот, в этом фильме есть то же самое, но гораздо длиннее, прямо солидный такой кусок фильма происходит в одном доме. Это — та незаметная магия марвела, за которой я отчасти всё это и смотрю. Магия семьи, как в «форсажах», но искреннее, ближе к дому. Благодаря подруге Кэрол и её дочке, фильм проникает в мою голову отца и мужа. Даже жаль, что так много времени уходит на сцены вне этого дома.

Плюс лучшая сцена после титров с котиком, но как и все лучшие сцены, совершенно необязательная.

Кино / Hellboy (2019) **

Какой-то низший демон-свинохряк собрал пазл из частей Нимуэ, богини разрушения, и тем заставил Хелбоя отвлечься от выпивки и пойти решать проблему. Попутно его почти успешно предаст какой-то орден чего-то-там, расстроит собственный приёмный отец, потреплют гиганты и выходит подруга детства. Затем тот самый Мерлин поведает Хелбою, что он единственный наследник короля Артура и выдаст Экскалибур, а тот словит видение апокалипсиса. Тут бы и планетке конец, но чувства ответственности и семьи помогут сделать правильный выбор.

В фильме происходит так много всего, что местами ощущается прямо концентрированная миньольность. Каждый элемент хочется писать с восклицательным знаком: Баба Яга! Лифт в паралелльную реальность! Демоны из ада в Лондоне! Огненная корона! Человек и кошка! Э-э-экскалибур! Столько сюжета, столько кровищи, что не успеваешь обдумать и искать какие-то дыры: лишь наслаждаешься месивом все два часа.

Мне показалось интересным, что это едва ли не первая Баба Яга в массовой культуре, которая натурально ест детей. Обычно Яга изображается злобной старушкой, которая норовит засунуть ребёнка в печку, но тот всегда выходит победителем. А тут нет: вот супчик, вот тема маринуются. То же и с остальными существами: ни одно из них не выглядит хлипким, или хотя бы оставляющим возможность выйти из схватки живым, каким бы оружием вы не обладали. Демоны в этом фильме — силы природы, с которыми человек не совладает, только другой демон.

При этом действие очень приземлённо, как мы любим у Миньолы (хотя я не прочитал ни единого комикса про Хелбоя). Собрали части тела — ок, сшиваем и выпускаем. Феи забрали малыша — отправляем им послание и ждём пару часов. Вместо джипа предоставляют чёрную лошадку — первым делом извиняемся перед лошадкой. И отсылки к популярной культуре на каждом шагу, как будто так и надо: не успеваешь узнавающе хихикнуть, как фильм снова удивляет. При этом, никакой дурацкой любовной линии, никакой накрывающей драмы. Чудо для бездумного просмотра, больше бы такого.

Серия / Pose 1x01 (2018) *

Примерно девяностые. Парень из деревни обожает танцы и мужчин, за что его родители выгоняют из дома. В городе проводят конкурсы перевоплощения, где лидирует группа девушек без особых средств, но с авантюрной и бескомпромиссной предводительницей-матерью. Одной из участниц, Бланке, не нравится быть на вторых ролях и она создаёт собственную группу.

Мы осилили треть первой серии. Сериал яркий, уверенный, резкий, как все его персонажи. Но не откликается вообще никак: ни разу не было момента, чтобы «о-о-о, как здорово, что мы это включили». Он до смешного похож на мюзикл Rent, который вызвал ровно такие же чувства: слишком много, слишком наивно. Вероятно, дальше драма будет накаляться, но когда одна пилотная серия длится как полнометражный фильм, мы предпочтём фильм.

Кино / Драма (2019) **

Альманах из трёх частей. Никита, Алексей и Юлия снимают короткий метр на основе нескольких дней жизни. Титры умещаются в один кадр, все работают операторами и монтажёрами друг у друга. Как и полагается альманаху, впечатление от сегментов неровное.

Никита будто взялся за идею буквально: почти всё действие происходит в квартире его подруги Оли, у которой он ночует, смотрит с ней сериалы и завтракает. Камера ловит каждую милую мелочь: неуверенность Никиты во взаимоотношениях с тёщей, клички, которыми Оля называет его в дверях, стремление бросить всё и разбираться со сломанной кроватью и то, как Оля не без труда выносит приступы самоуничижительности Никиты.

Бросается в глаза, как хорошо сделан сегмент. Кадры идеальной длительности (разве что выступление Лил Пипа затянуто), все слова отчётливы, камера ни разу не уплывает и всегда в нужном месте. Фильм легко принять за документальное кино, и моменты нарушения трёхсполовинной стены, когда герои обращаются не к зрителю, а к оператору («А где наш оператор? — Он устал»), работают на это впечатление. Будто операторы следовали за Никитой и его девушкой всю неделю, и потом он нарезал полчаса лучшего материала, найдя какой-то внутренний сюжет. Да так, что зрители смеются и замирают, пока на экране герои мастерски оформляют свои мысли в слова.

Но это не документальное кино. Герои почти дословно повторяют слова и свершают действия, которые они совершали наедине друг с другом несколько дней назад. Их несложно вспомнить — но невозможно идеально повторить. В фильме каждый становится лучшей версией себя: персонажи получают шанс вести себя и говорить так, как придумываешь опосля, в душе или в дороге. Как бы Никита и Оля не старались соблюсти документальность, они говорят чуть литературнее и двигаются чуть осмысленнее, чем делали это в первый раз. И, конечно, у них есть возможность не проживать неинтересные фрагменты своего прошлого.

Именно на том, что обычно вырезают, концентрирует Юлия Шатун свой сегмент. Начинает она с длинного диалога со своим братом на фудкорте минского вокзала. Как это обычно бывает, разговор прыгает с темы на тему, но постоянно возвращается к выбору между «хлебами» и «свободой»: жизнью ради денег или ради творчества. Брат весь в своей технической работе и не особо стремится к творчеству: его немного смущает, что ему комфортно в своих «цепях». А Юлии приходится работать, чтобы было, что есть, но она предпочла бы всё время уделять творчеству. Невозможность этого её явно тяготит.

Диалог через некоторое время — слишком длинное для обычного фильма — начинает напоминать подкаст. Я не раз слышал такое: двое людей долго обсуждают одну тему, стоя на месте, они вспоминают всё, что им важно, стараются не уплывать мыслями слишком далеко, но в реальности только уменьшается пачка картошки фри да заканчивается пиво. Юлия и её брат уходят, но не взаправду: мы ещё долго слышим их закадровый диалог: «подожди выключать, пусть уборщица её раз пройдёт». Сколько из сказанного было повтором, а сколько — новыми мыслями после нескольких дней обдумывания?

Юлия выходит из станции метро «Борисовский тракт» и идёт к своему дому. Звуки приглушены молчащими наушниками, везде лежит ноябрьский снег, спутников нет, кроме оператора и его помощника. Мы смотрим на лицо Юлии, затем на дома и дорогу позади неё. Иногда развлекаемся случайными прохожими. Понимаем, что это не документальное кино. «Три» — ответ на вопрос, который появится минут через пять. С третьего дубля восемнадцатиминутная сцена получилась. В ней ничего не происходит — и в то же время, происходит очень многое. Только не на экране, а у зрителя в голове. «Сегмент Шатун», как не раз его называли во время обсуждения на импровизированном афтерпати, привнёс на экран один из ярких приёмов современного театра: фокус на физическом действии, а не его значении или роли для сюжета.

Сначала я порадовался, что за четыре часа до премьеры я ехал на самокате ровно от дома Юлии до метро, и радовался узнаванию склонов и поребриков. Когда это наскучило, я задался вопросом, что такое коммерческое кино. Потому что вот этот проход, что я смотрю, — это явно оно: я заплатил деньги за билет, да и сегмент ощущается таковым. Но если я сниму себя на аналогичном маршруте, это будет кустарщина, которую не примут даже на ютуб. Привносит ли ценность фигура Юлии, или высокий уровень производства, или просто формат итоговой картины? Затем я понял, что ровно в противопоставление Никитие, который для своего сегмента выбрал самые интересные эпизоды, Юлия показывает, что большая часть жизни уходит на скучные и длинные действия, типа прогулки от дома до метро или одинокого поедания ланча. И хотя первым порывом на задание показать свои несколько дней будет приукрасить действительность, большая часть этих дней уходит вот на такие вот бездумные действия. Обратить на них внимание не так увлекательно, но важно.

Последний эпизод сегмента — работа Юлии, где несколько человек сидят за столом и что-то кликают в ноутбуках. Точно так же приходит и садится за свой компьютер Юлия — кажется, слишком яркая для этой комнаты, — и нажимает клавиши, двигает мышкой. Мы не видим её экран, да и он не важен: здесь опять привлекает внимание жизненность этой сцены, будто вытащенная из монтажной корзины какого-то более интересного документального фильма. Жизнь оказывается не в драме, а в таком деятельном молчании. Польза, за которую платят деньги, в том, что не пощупать, в точках на экране ноутбука, которые не всегда несут смысл даже для того, кто ими управляет. А деньги дают возможность встать по другую сторону камеры и создавать свою драму.

Алексей ходит по заснеженной траве между забором и подстанцией, грустно читает телефон за деревьями, разговаривает в тёмном кафе с девушкой ни о чём. От его сегмента веет ощущением потерянности: непонятно, что с отношениями, когда с одной стороны нуждаешься в человеке, а с другой — приходится извиняться за пропущенный день рождения. И какой-то неровностью, несобранностью, выражающейся в неаккуратном монтаже: то минуту смотрим на светофор, то кафе пропадает раньше, чем хотелось бы. Сюжет уловить невозможно, и теперь я думаю, что это было намеренно. Неустроенность жизни Алексей перенёс на экран так, что её почувствовали все зрители.

Фильм не документальный, он самим названием это говорит. Слово «драма» заставляет поначалу искать драму в сюжете, следить за перипетиями, кто что сказал, какие у кого цели. Этот подход не работает, потому что на экране жизнь, а в жизни нет цели и сюжета. В жизни есть одиночество — и, кажется, фильм именно о нём. О трёх разных видах одиночества: когда близкие люди помогают справиться друг другу с этим одиночеством, когда одиночество пересиливает близость, и когда одиночество принимаешь и перестаёшь воспринимать как фактор. Удивительно, что Юлия, единственная, кто не поместил свою пару в кадр, воспринимается наиболее цельной, уверенной в своём положении и не зависимой от других людей. Как победить одиночество? Познакомься с самим собою.

НфК19 / Анимационная программа, 17 марта

Задержался в театре и пропустил половину программы. Вернулся посреди мультика про утопающий дом — вероятно, Homesick (трейлер). Девушка отцепила пристройку, тянувшую её и остальной дом на дно, и теперь с горечью и надеждой смотрит в будущее. Красиво, особенно вода, но анимация сравнительно стандартная. Возможно, суть в чувствах и нужно было смотреть с начала. Остальная программа удивила неконвенциональностью.

Riot (Франция, 13 минут) **
Французская визуальная поэма про смерти от полицейских, которые забываются, а должны бы поднимать людей на борьбу. В фильме нет момента контакта, но есть завораживающий танец темнокожего рассказчика, совмещающий анимацию, ротоскопию, живые съёмки. Фильм определённо захватит тех, кому близка тема. [Трейлер]

Säen (Германия, 7 минут) ***
В титрах неспроста много русских фамилий: сюжет про архетипичный русский деревенский домик. Приближается пасха, девочка стаскивает раскрашенное яйцо и наблюдает череду обыденных смертей. Бабушка разделывает курицу. Мальчик разбивает яйцо у ног девочки. Ягнёнок тонет в пруду. С этим ничего нельзя сделать, только принять. Бросается в глаза невероятная детализация кукол — в иные моменты кажется, что это живые люди. Через камерную историю автору удаётся передать дух русской деревни: что животные и предметы не вечны, только дух бессмертен. [Трейлер]

Harls (США, 3 минуты) **
Очень короткий кукольный ролик про мгновенную реинкарнацию. «Здравствуйте, я Харльз и это моя 356 реинкарнация». Простейшие задачи — добраться до пива на верхней полке или зайти в комнату — оборачиваются глупыми смертями, после которых Харльз, как и другие животные, мгновенно превращается в кого-то совершенно иного. Снято как будто для смеха, но как и в остальные короткометражки, в эту можно вчитать много мудрых мыслей. [Целиком]

НфК19 / Нефильтрованное кино, 17 марта

Uncle Ivon (Франция, 21 минута) *
Школьница Алиса закрывается от мира, который пытается её втягивать во всякие дурацкие социальные взаимодействия. Она сопротивляется, как умеет подросток, вплоть до придумывания воображаемого друга. Недалеко от неё живёт мальчик Пьер, новичок в школе, который интересуется Алисой и делит с ней обед. «Ты уверен, что хочешь со мною сидеть?» — удивляется она. Проходят дни, и социальная фигня втягивает Пьера, который тоже начинает смотреть на Алису косо. Протовостоять ей сложно, каждый в этом одинок. Таким людям в спектаклях остаются монологи.

Daughter (Польша, 29 минут) ***
Душераздирающая, очень аккуратная игровая короткометражка про бюрократический ад после изнасилования. Идеальный отец-одиночка относится к дочери так, как может мечтать любая девочка: ни на чём не настаивает, предлагает, но не навязывает, решает её проблему сверх-аккуратно. Но решить её в современной Польше, кажется, невозможно. Каждое слово социальных работников заставляет сжимать кулаки. Когда очередная женщина заводит традиционное: «но она же была подвыпивши?» — восхищаешься выдержкой отца, потому что я бы уже пошёл крушить. Жаль, что такие фильмы ничего не меняют. Мы смотрим игровое кино и читаем художественные книги, чтобы понять для себя какие-то решения возможных проблем, но тут выхода нет. Бессильная встреча в подземном переходе только укрепляет во мнении, что единственный выход — это Словакия с её клиниками. [Трейлер]

Сергей Лобовников. Разговор по душам (Германия, 29 минут) *
Предыдущий фильм выключил меня минут на пятнадцать, но я ничего не потерял: «Разговор» — это классический фильм про очередное «наше всё», великого фотографа земли русской, который собрал все премии в начале прошлого века и показал европейцам, как правильно фотографировать. Интервью с музейными смотрительницами и виды Вятки перемежаются фотографиями Сергея, чтением его дневниковых записей и родными сосенками под народный хор. Кажется, немцам не понять, насколько опостылели нам такие хроники.

Atomic Vacuum (Великобритания, 1 минута) **
Продолжение темы, открытой Пернумброй в Atomic Bubble. Фигура женщины пылесосит посреди атомного безумия. На фоне стоят боеголовки в саду цветёт атомный гриб, её дом то взрывается, то собирается обратно. Приятное безумие, и всего минута. [Целиком]

Timetable Of The Heart (Швеция, 14 минут) **
Рассказ про работницу службы транспорта ГЭТ Петербурга. Интересный взгляд на город, краем глаза, сквозь стекло будки — что даже открыточный угол Невского и Адмиралтейского можно определить только к концу. А так — обычная жизнь, пришла водить трамваи по объявлению, дочку устроила в детский сад, на даче приглашает соседей разделить арбуз. Очень всё по-домашнему и привычно, и даже не понятно, зачем смотреть.

Into The Darkness (США, 2 минуты) *
Наколеночная короткометражка с неубедительным «человеком в чёрном», который следит за покинувшим космический корабль человеком и оказывается вместе с ним в звёздной тьме. При этом не покидает ощущение, что что-то в этом есть. Возможно, режиссёр хотел показать не только путешествие в неизвестность, но не хватило мастерства.

Frightening Woods (Испания, 7 минут) ***
Квадратный Super 8, загадочный лес, девушка завязывает глаза и призывает монстра. Они кружатся во взаимном недоверии. Монстр ускользает из кадра, фокус на девушке, которую невозможно прочитать: зачем она здесь, почему так самоуверенна и в то же время боится? Что это — «красавица и чудовище» или «красная шапочка»? Идеальная атмосфера ритуала и прекрасный финал, монтаж и музыка держат в напряжении. [Целиком]

The Sculptor (Финляндия-Испания, 10 минут) *
Боже, это самая трешовая короткометражка фестиваля, и это на фоне Atomic Bubble и Lazercats, то есть, Timecrowave. Ноль музыки, чудовищная операторская работа, неубедительные актёры, разве что монтаж более-менее. Парень полчаса (времени по ощущениям, реально там минут пять) рассматривает свою руку со всех сторон и, удовлетворённый увиденным, отрезает её и выставляет как скульптуру. Со временем ему приходит очередная идея. Сократить бы вполовину — было бы смешное и лаконичное высказывание.

Last Breath (Швеция, 6 минут) **
Собственные чувства — идеальное топливо для искусства, и Гуннер сделал красивую зарисовку смерти собственного отца. Тут реально нечего сказать. Он умер. Необычно, что фокус на отце, а сам скорбящий Гуннер в стороне, потому что этот фильм не про него.

Ранее Ctrl + ↓